В субботу днем нам посчастливилось побывать на лекции Марии Орловой про детские книги. Это было мероприятие для родителей в свободном чайно-подушково-сидельном формате с детишками, кексами и большим количеством полезной и интересной информации. Проходила в фотостудии Inquadra на Васильевском острове, кстати, светлой, уютной и похожей на Табурет, где я была на уроке Seasons.
А пошли мы туда за тем, что я люблю книги, последнее время — детские, поэтому хочу, чтобы Насте они тоже были интересны. И хотела послушать специалиста, его рекомендации и мнение о том большом ассортименте детской литературы, который сейчас у нас сложился в России, как формировать домашнюю библиотеку для детей от 0 до 3 лет.
Маша Орлова — сотрудник детской библиотеки, представитель одного из лучших в России издательств “Самокат”, радиоведущая и мама 3-х летней Вари. Она принесла сотни книжек, которые можно было смотреть, читать, листать, некоторым даже пожевать, и про которые она много рассказала.
Я напишу о том, что выделила для себя, дам ссылки на понравившиеся книги, о которых шла речь. Т.к. Настя активно осваивала территорию студии, кое-что для меня осталось за кадром.
Итак, суть формирования детской библиотеки – не набить ее книжками, можно обойтись парой полок, а другие брать в библиотеках, у друзей (меняться с погодками), предлагая ребенку и смотреть на реакцию, ведь не все книги могут ему понравиться. И как заметила Маша, миф о запущенности библиотек приувеличен, очень многие сотрудничают с издательствами и новые книги появляются там быстрее, чем в магазинах.
Маша заострила внимание на том, что книга — предмет, за которым с мамой разговаривают. У нее не только познавательная, развивающая и развлекающая функция, а это возможность переживания и сопереживания, повод для разговора, общее пространство. Дети изучают все, «читают ртом», но надо показать ребенку уважительное отношение к книге, не давать стучать по ней, кидать и ходить по ней.
Стоит выделить следующие издательства — Поляндрия, Розовый жираф, Речь, Акварель, Азбука, Самокат, Компас гид
Меня, конечно, интересовали книги 0+, 1-2, о них рассказываю в самом начале. Большинство таких — это книжки-картинки: посмотреть, потрогать, открыть, потенциал для истории. Можно выделить: это нам известная «Очень голодная гусеница«, так популярная в разных странах, а также книги: «Хамелеон» (с задвижками, которые можно и нужно вытаскивать-вытягивать, дополняя картинку), От головы до ног, Баю-баюшки, Луна (с кармашками-открывашками).
Особенно хороша серия «Кто прячется под...» Юсуке Енедзу — это игрушка, и знакомые предметы, и решает проблему трансформации — из чего-то в другое, как при игре в куку. Настя очень любит открывать страницы книги «Кто прячется под фруктами«, сейчас я купила ей Кто прячется под едой (и фрукты, и еду она уже более-менее знает, видела, поэтому многое знакомо), а есть еще две книги: Кто прячется под сладостями, Кто прячется под цветами.
Потешки — старые уже не очень в контексте, поэтому можно попробовать читать ребенку новые и современные Яблочки-пятки Анастасии Орловой.
Про старые книги, типа, Федорино горе, старые потешки и тп, я поняла, что придется очень много слов объяснять, которые сейчас уже мало используются. А стихи в самом начале лучше взрослые и хорошие — можно читать те, что читаешь сама, чтобы ребенок просто слушал.
Вот это must-have, слышала про нее от многих и обязательно куплю Насте после нового года: Летняя книга Ротраут Сузанны Бернер подойдет для детей чуть больше года (когда уже хоть чуть-чуть учатся концентрировать внимание) до пяти, изучать можно постоянно, придумывая новые истории. Там миллион мелких деталей, про которые можно рассказать!
Ведь там многое знакомое — город, а детки у нас чаще в городе живут. И надо, чтобы то, о чем мы рассказываем, у них хоть как-то отзывались. Благодаря таким книгам получается отличное исследование мира вместе.
Кроме Летней, такие же волшебные книги есть и: новенькая Ночная книга, Осенняя книга, Весенняя книга и Зимняя книга.
Также там есть раскраски. И еще Маша подарила нам буклеты, в которых написаны десятки вариантов как играть, общаться и разговаривать по этим книгам, безумно полезно!
Ну и всё так же хороша старая любимая «Лис и мышонок» Бианки — у многих она была в детстве.
К двум годам можно начинать наши сказки: Колобок, теремок и репка. Хороших книг со сказками и красивыми картинками мало. Маша рекомендует посмотреть на книги со сказками Ушинский Толстой, где рисунки нарисовал Рачев.
Основная тема: лучше пересказывать, рассказать и объяснять ближе к тексту, смысл не в том, чтобы обязательно прочитать.
Не рекомендует Самовар и полиграф-пресс, а также дешевые картинные книги из наших сетевых супермаркетов.
Книга, которая мне очень нравится: «Идём ловить медведя» — хорошо пойдет от 2 лет, там много можно звуков и совместной театрализации.
После 3х можно предлагать стихи: Михалков, Маршак. Я Люблю Барто, но Маша, например, обратила внимание, что у нее очень часто в стихах призма взрослого, как тот увидел бы ситуацию, не ребенок. Всегда актуален Чуковский (даже с его живодерством) и Пушкин.
Дальше просто перечислю книги, на которые Маша рекомендовала обратить внимание для детей постарше 3-4: Яснов, Грубиянка в крапинку — автора гусеницы Эрика Карла про божью коровку
Волшебная книга на 2-3-4 года чтобы рисовать мир и развивать фантазию, придумывая всё вокруг: Гарольд и фиолетовый мелок.
Ну и две книги от Маши на закуску:
Очень интересная скандинавская книга «Сокровище лесных эльфов» и»Баллада о маленьком буксире» Бродского с иллюстрациями Олейникова как отличная книга на ночь, большого формата и красивая.
Еще я покопалась в трех каталогах «100 лучших новых книг для детей и подростков» 2012 и 2013, а также про книги Самоката и выделила еще одну актуальную книгу к новому году: Большая книга картинок и слов Оле Кенекке.
Подитоживая: мне очень понравилось! И формат, и Маша, и возможность хорошо провести время с семьей. Буду ходить на подобные мероприятия, всегда можно узнать что-то новое и полезное.